Французский глава государства Николя Саркози выступил с очередной идеей. На этот раз он предложил создать странам Евросоюза единое агентство, специализирующееся на закупке газа. Создав подобный централизованный орган, европейские страны получат возможность покупать газ по боле низким ценам. В то же время данное решение может стать причиной возникновения ряда проблем на экспортном рынке «Газпрома».
Это заявление было сделано Николя Саркози 5 мая 2009 года во время его выступления в городе Ниме. По словам президента Франции, создание единого агентства поможет европейским странам вести боле продуктивные переговоры с поставщиками газа.
Более подробно Саркози на этом вопросе останавливаться не стал, заявив лишь, что назрела необходимость в разработке единой политике Европы и ЕС в области энергетики. И она не должна строиться лишь на принципах конкуренции.
На самом деле реализовать идею такого рода весьма сложно. Дело в том, что многие поставщики газа вовсе не обрадуются такому новшеству, так как это им невыгодно. В случае создания единого агентства больше всех пострадает российский «Газпром», который сегодня контролирует более 20 процентов газового рынка Европы. В этом случае объемы поставок горючего топлива в европейские страны существенно снизятся, и как следствие – уменьшится прибыль концерна.
При таком раскладе российская топливная компания «Газпром» вынуждена будет вести дела с новым партнером (единым агентством), а не с каждой в отдельности европейской страной как прежде. Сегодня «Газпром» может себя застраховать от разного рода убытков. Дело в том, что согласно заключенным контрактам, европейские страны, которые недобрали газ, обязаны будут выплатить российскому концерну штраф (85 процентов продаваемого в Европу газа поставляется именно на этих условиях). Это является своеобразным гарантом того, что «Газпром» поставит в Европу запланированный объем газа и получит выручку. Так, например, в этом феврале объем закупки газа европейскими государствами снизился на 40 процентов, но благодаря установленным штрафным санкциям «Газпром» потерял всего 15 процентов прибыли, а не 40 как вроде бы должен был потерять.
Предполагается, что единое агентство сможет оказывать влияние на те пункты контрактов, в которых оговаривается объем поставок газа. В этом случае «Газпрому» придется отказаться от своей системы штрафов, которая позволяла гарантировать получение выручки, даже в случае недобора газа потребителями.
Однако не стоит думать, что столь глобальные изменения произойдут в ближайшем будущем. Первым делом надо будет определить механизм, с помощью которого «Газпром» перейдет от действующих долгосрочных контрактов с европейскими странами к заключению соглашений с новообразованным центром. Учитывая то, что многие заключенные контракты рассчитаны на 10 лет, придется либо пересматривать их, либо ждать конца их действия. Из всего этого следует, что создание единого европейского агентства по закупке газа будет возможным не раньше чем через 5-10 лет.